Опыт дуального обучения

Дуальное обучение в Белгородской области

Белгородская область одной из первых в Российской Федерации внедрила новую практико-ориентированную систему профессионального обучения, в основу которой положен инновационный опыт Германии и других европейских стран, одного из мировых лидеров по качеству подготовки кадров. Дуальная система обучения совмещает в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку на производстве. Студенты колледжей одновременно с аудиторным обучением осваивают выбранную профессию непосредственно на предприятии.

В целях организации дуального обучения в регионе в 2013-2014 годах разработана необходимая нормативно-правовая база, разработаны типовые формы документов. Такая форма обучения студентов признана наиболее успешной формой взаимодействия по совместной реализации образовательных программ.


Взаимные обязательства по подготовке кадров закреплены в соглашениях между Правительством области и хозяйствующими субъектами. Работодателями и образовательными организациями совместно бы ли переработаны и наполнены требуемыми в производстве компетенциями программы модулей и учебных дисциплин профессионального цикла, проведено перераспределение объемов учебных часов между дисциплинами в рамках одной профессии/специальности.


Дуальным обучением пред усмотрено не менее 50% времени пребывания обучающихся на производстве. Высокотехнологичное современное промышленное оборудование и используется для проведения теоретических, лабораторных и практических занятий, предусмотренных учебными планами.



Договоры о дуальном обучении закрепляют условия обеспечения студентов питанием, спецодеждой и расходными материалами на время проведения практики и выполнения практических работ. В период пребывания обучающихся на базе предприятий за студентами приказом руководителя предприятия/организации закрепляются наставники из числа наиболее квалифицированных работников. 


Основными целями наставничества являются повышение уровня подготовки обучающихся, передача профессионального опыта, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы для достижения обучающимися высокого уровня подготовки по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами профессиональных модулей.


При заключении «ученических» договоров между студентом и предприятием/организацией устанавливаются обязательства работодателей не только по проведению всех видов практики, но и по трудоустройству выпускников после окончания техникума или колледжа.