О дуальном обучении

Областное автономное учреждение «Институт региональной кадровой политики» (ОАУ «ИРКП») создано в соответствии с распоряжением правительства Белгородской области от 25 июля 2011 года. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг по научно-методическому обеспечению формирования и реализации региональной кадровой политики.

      

История развития дуальной формы профессионального образования уходит своими корнями в глубь веков.

В Азии и в Европе более тысячелетия существовало упорядоченное и отрегулированное в правовом отношении профессиональное образование, которое получали в основном юноши, приходившие к мастеру на обучение, становившиеся его учениками. Мастер должен был прививать им необходимые для освоения того или иного ремесла знания и навыки, которыми владел сам. Однако секреты, имевшиеся почти во всех ремеслах и обеспечивавшие преимущества одного ремесла перед другим, чаще всего сохранялись в тайне, раскрывать которую ученикам не разрешалось.

Дидактико-методические аспекты учебного процесса в дуальной форме профессионального образования были организованы по имитационному принципу: мастер показывал технический прием, а ученик, подражая, стремился повторить его. Местом прохождения обучения было предприятие (по современным понятиям). Процесс обучения был интегрирован в рабочий цикл.

Такая форма профессионального обучения существовала веками без видимых проблем. Последующие же изменения в профессиональном обучении привели в конечном итоге к значительному разрыву между теоретическими знаниями, которые обучающиеся получают в профессиональной образовательной организации, и требованиями производства и рынка труда.

Обновленная и усовершенствованная система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку позволяет успешно решить данную проблему.

Примером этого может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.

           

Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в колледже, остальное время - на предприятии.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

В Белгородской области для руководящих, педагогических работников профессиональных образовательных организаций, инженерно-технических работников якорных предприятий организовано повышение квалификации на базе учебных центров «Дойла» и университета наук Вайенштефан-Трисдорф в Германии. Так в апреле 2014 года в учебном центре DEULA - Нинбург (Германия) прошли повышение квалификации 27,3% руководителей профессиональных образовательных организаций региона.

Подготовлен проект соглашения о сотрудничестве между департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области (Россия) и институтом DEULA-Нинбург (Германия), основной задачей которого является прохождение на регулярной основе стажировок руководящими, педагогическими работниками и обучающимися профессиональных образовательных организаций на предприятиях института DEULA-Нинбург